Человек – особый род сущего. человеческое в человеке
Другое / Иррациональное в существовании человека / Человек – особый род сущего. человеческое в человеке
Страница 2

Учение З. Фрейда о бессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более того, человек склонен к самообману; он неосознанно обманывает сам себя.

Фрейдизм стал одним из тех факторов, которые нанесли сокрушительный удар по полоско-рационалистическим представлениям о человеке.

Вместе с тем в изображении З. Фрейда человек предстал как существо, руководимое исключительно низменными устремлениями. Это произошло потому, что его тория производит низведение (редукцию) всех высших проявлений человеческого духа до низших. У З.Фрейда вольно или невольно получается, что всякими возвышенными устремлениями следует подозревать нечто примитивное и неизменное. Собственно говоря, ничего возвышенного как такового и не существует: есть только психологическая иллюзия или непроизвольный самообман. Понятие сублимации у З.Фрейда оказывается пустым, ведь если высшее подлинно не существует, то не остаётся того, к чему возможна сублимация. Критики предложили толковать фрейдовскую концепцию не как отражающую реальность, а как предостережение об опасностях, заложенных в глубинах психики человека.

Для философского понимания человека концепция психоанализа не прошла бесследно. Стало ясно, что рассматривать человека следует более внимательно и глубоко, чем это представлялось ранее. Человек не только рациональное существо. Он скорее есть «точка пересечения двух миров» - мира «горнего», возвышенного и духовного, и мира «дольнего», природного. И в этом состоит его специфика как особого рода сущего.

Природа человека многообразна. Не всё в ней может быть отнесено к собственно человеческому. Можно определить человека как политическое (общественное) животное. Именно так определил его ещё Аристотель

«Человек есть животное, испытывающее раскаяние» - так определил его З.Фрейд. Человек есть «ещё незавершённое животное» - это определение принадлежит Ф.Ницше (1844-1900). Все эти и иные определения схватывают некоторые черты многообразной природы человека. Но если идти по такому пути, то придётся каждый раз ограничиваться констанцией чего-то важного, но не исчерпывающего. Кроме того, в этом случае ускользает сама специфика человеческого. Видимо, в многообразной природе человека следует очертить круг того, что является «человеческим в человеке», отграничив его от того, что таковым не является. Очевидно, что в этом случае нельзя обойти внимание нравственную сторону в человеке. Тогда определение выглядело бы так: человек есть существо, способное различать добро и зло. Нравственность есть то, что возвышает человека на природным миром. Так полагал, например, И.Кант. Вл. Соловьёв (1853-1900) выделял в человеке три качества, составляющие суть человеческого: стыд, сострадание, благоговение перед высшим. Согласно Вл. Соловьёву, человек испытывает чувство стыда перед низшими проявлениями своей природы. Он обладает способностью сострадать не только другому человеку, но и всякому живому существу. Наконец, он способен преклонятся перед тем, что считает святым или возвышенным (т.е. ценностями): перед памятью предков, совершениями прошлых поколений, перед истиной, добром и красотой, перед Богом.

По Фрейду личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется виду сфера бессознательного, подчинённая лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты жизни. Последние, по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм. Садисту приятно видеть страдание, а причинять его ещё приятнее. Проявлением инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащее импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт, причём разум враждебен индивидуальности, он подобен «всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствование из внешнего мира силы». Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, и лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация. Сознание создаёт различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для неё цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы и др.).

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Что такое философия?
      ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Разделы