Методологическая и теоретическая основа исследования
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Методологическая и теоретическая основа исследования
Страница 1

Главными методами диссертационной работы являются: диалектический, структурно-функциональный, герменевтический. Особое применение получили такие методы, как: исторический и логический, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и т.

д.

Даосизм рассматривается как целостное учение в единстве всех его этапов становления и основных направлений развития.

Теоретической основой исследования выступают работы современных философов, специализирующихся по восточной философии: Вон Кью-Кита, Т.П. Григорьевой, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, Е.А. Торчинова, Л.Е. Померанцевой, П.Д. Успенского.

При рассмотрении отдельных аспектов темы были использованы произведения и таких современных исследователей, как: П.В. Алексеев, Ж.Ш. Болен, Б.С. Галимов, С.П. Капица, А.Ф. Кудряшев, М.С. Кунафин, Н.О. Лосский, А.В. Лукьянов, Д.А. Нуриев, Р.Ю. Рахматуллин, А.И. Селиванов, С.Н. Семёнов, А.У. Уотс, В.Н. Финогентов, В.С. Хазиев, К.Г. Юнг, а также работы других авторов.

Источниками исследованияконцепции проявленного Дао явились комментированные переводы следующих даосских произведений: "Дао-дэ цзин", "Ле-цзы", "Чжуан-цзы", "Хуайнань-цзы", "Гуань Инь-цзы", "И-Цзин" ("Книга Перемен") и комментарии к ней ("Си цы чжуань", а также "Шо гуа чжуань" ("Комментарий к толкованиям триграмм"), произведение Гэ Хуна "Баопу-цзы", трактат Чжан Бо-дуаня "Главы о прозрении истины", "Книга чистоты и покоя" ("Цин цзин цзин") Ван Чунъяна, трактат "Тайна Золотого Цветка", произведение "Тайны культивирования основных элементов природы и Вечной Жизни" Чжио Би Цяня, сочинение Чжоу Дуньи "Тай цзи ту шо", произведение Сунь Лутана "Кулак восьми триграмм", биография современного даоса Ван Липина, а также "Канон Желтого императора о внутреннем". Переводы этих произведений выполнены Р. Вильгельмом, В.Е. Еремеевым, Ян Хин-шуном, Н.В. Абаевым, А.Е. Лукьяновым, В.В. Малявиным, Е.А. Торчиновым, Л.Е. Померанцевой, Л. Позднеевой, Лю Гуань Юэм, С. Кучера, О. Бойко, Ю. Канчуковым и Б.Б. Виногродским.

На защиту выносятся следующие положения, которые составляют научную новизну исследования:

в работе представлена единая концепция проявленного Дао с учетом главных составляющих даосской философии;

обосновывается, что суть даосского учения о проявленном Дао составляют признание сосуществования проявленного мира и породившей его абсолютной сущности, пронизывающей всю вселенную; понимание мира как живого существа, являющегося одновременно проявленным и непроявленным;

выяснено, что проявленный мир в даосской философии имеет двойную природу, в которой пустота и оформленность составляют единую реальность; пустота, представляющая собой "полноту свойств", обладая своим местом и своей функцией в мироздании, является притом самым важным аспектом проявленного мира;

доказывается, что в философии даосизма существует идея смысла и значения появления мира;

утверждается, что мироздание, как живой организм всех сущностей, рассматривается в даосской концепции проявленного мира в следующих основных аспектах: взаимодействия как соучастия всего в этом мире, обладание каждой вещью в мироздании своей функцией и предназначением;

устанавливается, что в даосской философии проблема беспорядка в устройстве мироздания трактуется зависящей прежде всего от человека;

выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао определяются два основных пути установления человеком гармонии, а тем самым и преодоления беспорядка: путь мудрого правителя и путь "скрывающегося мудрого, некоронованного царя";

систематизируются актуальные положения даосской концепции проявленного мира: идея проявленности мироздания, существование смысла возникновения вселенной, положение о саморазвитии всех сущностей, обладание каждым существом уникальной самостью и собственной логикой развития, понимание сна как особого измерения живых существ, воззрение о недопустимости нарушения естественной жизни других существ, теория подобия единичного целому, а также подобия всех существ, понимание мироздания как семьи, развитие мира как глобальная коэволюция, учение о пустоте;

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Материя
      ...

    Разделы