Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Другое / Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Страница 10

— философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.

164. ПАНТЕИЗМ

— учение, растворяющее Бога в природе.

165. ПАРАДИГМА -

(греч.

"paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих.

166. ПАССИОНАРИЙ- носитель "пассионарности".

167. ПАССИОНАРНОСТЬ -

(франц. "passion", "страсть", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

168. ПАТРИСТИКА -

(греч. "pater", латинское "pater" - "отец") - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви". Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н. апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна Дамаскина.

169. ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ -

(лат. "penitentiare", "наказывать") - "исправительный".

170. ПЕРМАНЕНТИЗМ -

(лат. "permanens", "нечто постоянное", "неизменное", "перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике, философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими модификациями.

171. ПЕРМИССИВНЫЙ -

(англ. "permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на разрешении, а не на запрете.

172. ПЕРСОНАЛИЗМ

— учение, признающее личность первичной творческой реальностью.

173. ПИФАГОРЕИЗМ

— совокупность учений, развивающих учение Пифагора.

174. ПЛАТОНИЗМ

— философское направление, основывающееся на учении Платона.

175. ПЛЮРАЛИЗМ

— философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.

176. ПОЗИТИВИЗМ -

(франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Движение
      ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Разделы