Проблема происхождения и сущности сознания.
Другое / Философское миропонимание - исходные принципы и категориальные основания / Проблема происхождения и сущности сознания.

Сознание

- это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности

сознания

, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи.

Для идеализма, отстаивавшего субстанциональный характер духа, сознания, и для дуализма, допускавшего параллельное существование параллельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принципы подхода к материи как к причине "самой себя", со всеми своими свойствами.

Основоположники диалектического материализма (Спиноза, Ф. Энгельс) всегда подчеркивали мировоззренческое значение вопроса о сущности сознания, его роли и месте в системе мироздания для последовательного проведения принципа материалистического монизма, т.е. учения о материальном единства мира.

Диалектико-материалистическая философия формирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развертывания содержащихся в самом основании материи возможностей.

Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.

    Смотрите также

    Становление
      ...

    Философское понимание мира
      ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Разделы