PhieXperts.ru
Деятели философии
Философия Н.Г. ЧернышевскогоДругое / Философия Н.Г. ЧернышевскогоСтраница 1
Общепризнанным лидером шестидесятников был Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Уже при жизни мыслителя возник его своеобразный культ среди революционно настроенной молодежи - поклонение, подогретое бездоказательностью суда над ним и несправедливостью понесенного наказания.
Даже на студенческих вечеринках в популярную студенческую песню "Проведемте, друзья, эту ночь веселей" обязательно вставлялся куплет:Выпьем мы за того, Кто "Что делать? " писал, За героев его, За его идеал .
С другой же стороны, за автором "Что делать? " установилась репутация опасного смутьяна, подстрекателя к опасным действиям, бунту (Достоевский даже приходил к Чернышевскому уговаривать его, чтобы он повлиял на виновников майских пожаров в Петербурге в 1862 г., к которым, как известно, Чернышевский не имел никакого отношения), зловредного человека, стремящегося "заточить людей" в социалистические фаланстеры.
О том, что реальный Чернышевский - сложная фигура, не укладывающаяся в прокрустово ложе каких-либо схем, свидетельствуют оценки его личности, деятельности и учения со стороны непримиримых противников и материализма, и социализма. Замечательный русский историк С.М. Соловьев, по воспоминаниям его сына Вл.С. Соловьева, далекий "от господствующего направления 60-х годов", говорил о судебном произволе, учиненном над Чернышевским - "самой значительной головой" в этом движении - за "свои мысли и убеждения". А сам В.С. Соловьев, несогласный с теоретическими взглядами Чернышевского, писал, что "нравственное качество его души было испытано великим испытанием и оказалось полновесным. Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого человека". Более того, этот убежденный идеалист, откликаясь на переиздание в начале 90-х гг. сочинений Чернышевского по эстетике, оценил их как "первый шаг к положительной эстетике". В.В. Зеньковский в своей "Истории русской философии" уделяет Чернышевскому значительное внимание. Он признает, что его эстетика была новым этапом в развитии "эстетического гуманизма".
Н.Г. Чернышевский родился в Саратове, в семье священника. Получив хорошее домашнее образование, он закончил духовную семинарию в родном городе. Подготовленный отцом к духовно-религиозной деятельности, Чернышевский, однако, поступает в 1846 г. на историко-философское отделение Петербургского университета. Закончив его в 1850 г., он возвращается в Саратов, где преподает в гимназии. Через два с небольшим года он вновь едет в Петербург и занимается журнальной работой, изучает усиленно философию и эстетику. В 1855 г. защищает магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". Основная деятельность его с 1853 г. - журналистика, связанная главным образом с "Современником", в котором он стал одним из редакторов. В эти годы складываются его философские и социально-политические взгляды, в обобщенной форме изложенные им в "Антропологическом принципе в философии" (1860), в серии статей "Очерки гоголевского периода русской литературы" и других работах; он становится кумиром радикально настроенных слоев общества.
Это обстоятельство и сделало его предметом внимания карательных органов Петербурга. В 1862 г. мыслитель был арестован и два года находился под следствием в Петропавловской крепости. Здесь он написал роман "Что делать? ", который был сразу же опубликован и получил беспримерный отклик в широких кругах молодежи. Суд над Чернышевским был неправым и возмутил даже либеральную общественность, не сочувствующую революционным и социалистическим идеям, которые смело пропагандировал автор "Что делать? ". Несмотря на бездоказательность предъявленного ему обвинения в подстрекательстве крестьян на восстание, мыслитель был приговорен к унизительному обряду "гражданской казни" и ссылке на каторгу в Сибирь. Только в 1883 г. ему было разрешено переехать в Астрахань, а за несколько месяцев до смерти - в Саратов.
Каково же было философское миропонимание Чернышевского? В письме сыновьям из сибирской ссылки он писал в 1877 г.: "Вы можете узнать общий характер моего мировоззрения от Фейербаха. - Это взгляд спокойный и светлый"1. Предшественником Фейербаха он считает Спинозу. И здесь же так характеризует "положение Фейербаха": " . хорош ли он, или плох, это как угодно; но он безо всякого сравнения лучше всех". Судя по дневнику Чернышевского, он познакомился с "Сущностью христианства" Фейербаха в феврале 1849 г. и согласился с ним в том, что человек представляет Бога "как самого лучшего абсолютного человека". За год до своей кончины, в 1888 г. в предисловии к третьему изданию "Эстетических отношений искусства к действительности" Чернышевский, отмечая значение философии Фейербаха для его эстетического трактата, подтверждает свою верность этой философии.
Смотрите также
Деятельность, субъект, объект
Деятельность, субъект, объект
образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства.
Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом
семействе.
...
Философия Лейбница
Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из
своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему,
ставшую одной из отличительных черт немец ...