PhieXperts.ru
Деятели философии
Имманентная философияДругое / Философия естествознания конца XIX - начала XX вв. / Имманентная философия
Имманентная философия сформировалась во второй половине XIX в. Ее основные идеи были развиты немецким философом Шуппе (1836 - 1913). Его идеи подхватили Р. Шуберт – Зольдерн, А. Леклер, И. Ремке, И.
Кауфман и др. Без всяких оговорок, присущих эмпириокритицизму, они открыто заявили, что стремятся возродить субъективно – идеалистическую философию Дж. Беркли в качестве теории познания естествознания конца XIX – начала XX вв.Нельзя говорить о вещи, замечает Шуппе, независимой от сознания; мы о ней ничего не знаем, не знаем даже существует ли она или нет.
Но Шуппе отлично понимает, что эта берклианская предпосылка ведет к солипсизму, который нельзя последовательно защищать. И Шуппе старается показать, что его солипсизм не онтологический, как у Беркли или у эмпириокритиков, а гносеологический.
Он не отрицает реальное существование мира вне переживаний данного субъекта, а рассматривает его лишь с точки зрения некоего родового сознания, которое независимо от человеческого мозга и которое как бы автоматически оформляет мир.
Так субъективно – идеалистическая конструкция принимает у имманентов очертание объективно- идеалистической.
Концепция «всеобщего сознания» неизбежно приводит к вопросу, каким образом отдельные вещи и процессы объединяются им в единый мир. И Шуппе стремится решить его в духе неокантианства. Родовое сознание конструирует мир с помощью априорных категорий тождества и сопринадлежности, т.е. с помощью причинной связи чувственных моментов друг с другом и с родовым понятием.
Однако такое учение привело Шуппе к мистическому представлению о данности всего возможного знания родовому сознанию и к пониманию истины как согласованности данного суждения с совокупностью других суждений, объединенных в систему. Истина отождествляется с необходимым мышлением, т.е. мышлением, лишенным противоречий, и протекающем в строгом соответствии с законами формальной логики.
Однако это не решение вопроса, ибо это не решает проблемы истинности посылок. А, как известно, из ложных посылок следует все что угодно.
Так что на вопрос о возможности построения «совершенно непротиворечивой системы всего воспринимаемого и мыслимого», в сопоставлении с которой только и может быть выяснена истинность отдельного суждения, признает Шуппе, «нельзя ответить чисто логическими средствами, … для этого требуются предпосылки относительно определения и судьбы человечества, имеющие метафизическую природу». Но это и означает признание неприменимости выдвинутого самими имманентами критерия истины.
Концепция родового сознания не только не дала решения вопроса об истине. Она неизбежно привела имманентов к истолкованию «родового сознания» как божественной сущности и к прямой защите религии, пропаганде бессмертной души (Шуберт - Зольдерн).
Имманентная философия довольно скоро закончила свое существование и стала достоянием истории. Однако ряд ее идей были подхвачены другими философскими школами: в частности, понимание истины как согласованности данного суждения с совокупностью других суждений, объединенных в систему, было подхвачено неопозитивизмом.
Смотрите также
Учение Лейбница
Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения
современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую
очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...
Жизнь, смерть, бессмертие
Жизнь, смерть, бессмертие —
магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди
задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Особенно пытаются
разобрать ...
Движение
...