PhieXperts.ru
Деятели философии
Виды движенияСтраница 3
Поведением обладают уже простейшие живые организмы — одноклеточные. Об этом пишут в своих исследованиях этологи. Они говорят и об элементарных формах, актах поведения (клинокинезе, тропизмах и т.д.) и о "высших формах поведения".
У животных и человека четко прослеживаются две формы поведения в зависимости от суточного ритма активности: бодрствование и сон. Перемещение и покой как будто нарочно разделены, "разведены" по разным "углам" жизненного цикла. Получается, как в неорганической природе они разделены, так и в живой природе они в какой-то мере обособлены друг от друга. Формами обособления являются как раз бодрствование ("экологическая ниша" для перемещения) и сон ("экологическая ниша" для покоя). Нетрудно, однако, заметить, что это обособление не абсолютно, оно только "в какой-то мере". Формы обособления являются в то же время сложными формами опосредствования перемещения покоем (в случае бодрствования) и покоя перемещением (в случае сна).
Движение во времени
Ниже дана диаграмма (структурная схема) категории "движение во времени".
На диаграмме представлены четыре субкатегории: изменение, сохранение, развитие, состояние.
Изменение и сохранение — противоположные виды или моменты движения во времени. В чистом, неопосредованном виде они действуют в неорганической
природе. Развитие — органический синтез, взаимоопосредствование изменения и сохранения. Эта категория действует в живой природе и человеческом обществе.
Состояние — связующее звено между "движением во времени" и временем; это — нахождение или пребывание материального объекта в том или ином моменте времени.
Отсюда "внутренние" определения изменения и сохранения будут такими: Изменение есть переход из одного со стояния в другое. Сохранение есть пребывание в одном и том же состоянии.
Таким образом, "движение во времени" выражается в двух субкатегориях и ни одна из них не является преобладающей, главной. В мире одинаково "сильны позиции" изменения и сохранения. Если в отношении изменения это более или менее ясно со времен гераклитовского panta rei ("все течёт"), то в отношении сохранения вопрос не так прост. С одной стороны, все знают древнее изречение "ничего нет нового под луной". С другой, различного рода релятивисты, псевдодиалектики, р-революционеры очень не любят эту категорию и все, что за ней стоит. Философы стали серьезно обсуждать проблемы сохранения и говорить о консерватизме в хорошем смысле лишь в связи с открытием принципов-законов сохранения, прежде всего закона сохранения энергии, и с открытием фундаментального генетического консерватизма в живой природе.
Сохранение — это выражение тождества в движении во времени. А изменение — выражение различия и противоположности в движении во времени.
О категории "состояние". Виды материи, рассматриваемые с точки зрения их превращения друг в друга, суть состояния материи. Вопрос о состоянии чего-либо возникает всякий раз, когда речь заходит об изменении или сохранении этого чего-либо.
Смотрите также
Русская философия XIX – XX веков
...
Учение Лейбница
Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения
современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую
очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...
Введение
В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и
произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и
глубочайшие философские идеи, составляющие ...