PhieXperts.ru
Деятели философии
Золотая середина
Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.
Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.
Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.
"Бросаться в крайность" — нарушать меру.
ПК — правая крайность
ЛК — левая крайность
пп — правая противоположность
лп — левая противоположность
— область золотой середины (нормы-меры)
Ниже приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.
ПКпплпЛК
Трусость осторожность смелость, отвага,
Храбрость безрассудство,
отчаянность
застенчивость,
самоуничижение,
забитость скромность гордость гордыня,
высокомерие,
надменность
кичливость
альтруизм,
самоотвержение любовь к другим любовь к себе эгоизм,
себялюбие
расточительность щедрость бережливость скупость
жадность
доверчивость доверие бдительность подозрительность
легковерие верасомнение,
скепсисскептицизм,
неверие, безверие
прекраснодушие,
мечтательность оптимизмреализм,
трезвость пессимизм
растворение в
общении общение уединение одиночество
национализм,
шовинизм патриотизм интернационализм космополитизм
сибаритство,
распутство полнота жизни умеренность аскетизм
бесстыдство,
цинизм раскованность стыдливость робость,
стеснительность
В педагогике:
диктат, деспотизм,
тирания требовательность чуткость попустительство
В Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из самых важных в системе жизненных принципов. Девиз "ничего слишком" ("всё в меру") был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах. Величайший философ Древней Греции, Аристотель, разработал целую теорию золотой середины. И впоследствии философы не раз возвращались к этой теории. А. Шопенгауэр, например, в подтверждение теории золотой середины приводил следующие соображения: "Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый — скупым или же расточитель — щедрым, грубость — прямотою и откровенностью, наглость — благородною самоуверенностью и т.д." ("Parerga und Paralipomena" — А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).