Золотая середина
Другое / Сущность философии / Противоречие / Золотая середина

Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности. Находиться между Сциллой и Харибдой, между молотом и наковальней.

Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность.

Крайность нежелательна или даже опасна. Опасная крайность — это либо Сцилла, либо Харибда.

"Бросаться в крайность" — нарушать меру.

ПК — правая крайность

ЛК — левая крайность

пп — правая противоположность

лп — левая противоположность

— область золотой середины (нормы-меры)

Ниже приводится таблица противоположностей и крайностей (табл. 4), поясняющая схему взаимоотношения золотой середины, противоположностей и крайностей.

ПКпплпЛК

Трусость осторожность смелость, отвага,

Храбрость безрассудство,

отчаянность

застенчивость,

самоуничижение,

забитость скромность гордость гордыня,

высокомерие,

надменность

кичливость

альтруизм,

самоотвержение любовь к другим любовь к себе эгоизм,

себялюбие

расточительность щедрость бережливость скупость

жадность

доверчивость доверие бдительность подозрительность

легковерие верасомнение,

скепсисскептицизм,

неверие, безверие

прекраснодушие,

мечтательность оптимизмреализм,

трезвость пессимизм

растворение в

общении общение уединение одиночество

национализм,

шовинизм патриотизм интернационализм космополитизм

сибаритство,

распутство полнота жизни умеренность аскетизм

бесстыдство,

цинизм раскованность стыдливость робость,

стеснительность

В педагогике:

диктат, деспотизм,

тирания требовательность чуткость попустительство

В Древней Греции идея меры или золотой середины была одной из самых важных в системе жизненных принципов. Девиз "ничего слишком" ("всё в меру") был начертан на стене главного греческого храма — храма Аполлона в Дельфах. Величайший философ Древней Греции, Аристотель, разработал целую теорию золотой середины. И впоследствии философы не раз возвращались к этой теории. А. Шопенгауэр, например, в подтверждение теории золотой середины приводил следующие соображения: "Всякое человеческое совершенство родственно какому-нибудь недостатку, в который оно может перейти; но точно так же и, наоборот, каждому недостатку соответствует известное совершенство. Поэтому заблуждение, в которое мы впадаем иногда относительно какого-либо человека, часто основывается на том, что мы в начале знакомства смешиваем его недостатки с родственными им совершенствами или же наоборот. Оттого нам тогда осторожный кажется трусом, бережливый — скупым или же расточитель — щедрым, грубость — прямотою и откровенностью, наглость — благородною самоуверенностью и т.д." ("Parerga und Paralipomena" — А. Шопенгауэр. Афоризмы и истины. М., Харьков, 2000. С. 657).

    Смотрите также

    Движение
      ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Разделы