Введение
Другое / Структура философского знания / Введение
Страница 1

Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты.

Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве. Не случайно в русском переводе древнегреческое слово «философия» означает «любомудрие» («филос» – любовь, «софос» – мудрость).

Только философия позволяет объять необъятное за счет выделения главного. Многознание мудрости не дает. Во всем надо видеть основу и то, как она восходит к отдельным явлениям. Всеобщее пронизывает многообразие сущего. В этом сила и особенность философского знания. Как всякое знание, оно, во-первых, о чем-то свидетельствует; и, во-вторых, ждет применения к конкретным случаям.

И сфера применения философского знания универсальна. Тем самым философия способна помочь в любом деле. Это должен помнить всякий любознательный и пытливый человек. Необходимо только выработать привычку философски смотреть на вещи, видеть связь отдельного и всеобщего. На эту связь нанизано множество внутренне обусловленных правил (равнозначных принципам, законам), способных помочь людям во всей их познавательной и практической деятельности.

Отсюда следует ни с чем не сравнимая значимость философии для человеческой культуры. Культуры личной и культуры общества. Она – путеводная нить жизни всем и каждому. Философия «достраивает» все наши дела и заботы до высшего смысла. Всегда наступает час, когда мы за личным и текущим должны увидеть вечное и всеобщее. Наша жизнь и жизнь наших близких конечна. Осмысленная жизнь от самых начал неотделима от философии.

Философия не только достраивает видение мира до всеобщности, но и придает ему неслучайный характер. Это – научное мировоззрение. Наука имеет дело с законами. Им подчинены отдельные области явлений и мир в целом. Единый мир подчинен устойчивым связям, законам, иначе бы он рухнул. Поэтому предмет философии как науки, – мир в целом. Другое дело, насколько этот предмет познан философией. Но сомневаться в научном назначении философии невозможно.

Существуют понятия, родственные мировоззрению:

- миропонимание – это чисто логическая, теоретическая сторона мировоззрения;

- отношение к миру, подчиненное чувству, по мере наполнения его смыслом проходит стадии мироощущения, мировосприятия, миросозерцания и находит свое наиболее полное воплощение в мировоззрении как таковом.

О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»[1].

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Созерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разделы