PhieXperts.ru
Деятели философии
Специфика и главные
направления философииДругое / Структура философского знания / Специфика и главные
направления философииСтраница 3
Если мы не отождествляем мысль и мыслимое (идеальное и реальное) и считаем, что вне нас способна существовать независимая реальность, то тогда мы нуждаемся в ее обозначении. Здесь вступает понятие материального, материи, «объективной реальности, данной нам в ощущении»[6].
Но с признанием материального начала не снимается вопрос о примате, первенстве одного из двух начал. От того, как философы решают данный вопрос, возникли варианты философской мысли и философских направлений:
- если первична материя – материализм;
- если первично идеальное – идеализм;
- если внешнее идеальное начало управляет миром – объективный идеализм;
- если внутреннее, субъективное управляет миром – субъективный идеализм;
- если материя (объективный мир) не признается – абсолютный идеализм (или «крайний субъективный»).
Объективным идеалистом был Гегель, субъективным – Кант, абсолютным – Беркли (английский философ XVII-го века).
Идеальное, сложившись как противоположность материального, стало вмещать в себя всю полноту соответствующего содержания. Оно выражает не только мысль, идею, но и субъективный мир во всей его полноте и проявлениях – жизнь, психику, сознание, дух, волю, чувство, ощущение, интуицию, рациональное и иррациональное и т.д. Отсюда разнообразие по сравнению с материализмом идеалистических вариантов осмысления миробытия.
Идеализм и материализм – разновидности философского монизма (от греч. «монос» – один), кладущего в основу какое-то одно начало бытия. Наряду с монизмом существует философия дуализма (от лат. «дуа» – два), утверждающая равнозначность двух главных начал – духа и материи. Представителем дуализма был Р. Декарт.
Плюрализм (от лат. «плюралис» – множественный) – представление о множестве начал бытия. Оно было свойственно древнейшей философии (земля, вода, воздух, огонь и т.д. – начала всех начал), но проявилось и в новейшее время в тех направлениях субъективного идеализма, которые исходили из уникальности каждой личности (персонализм, экзистенциализм и др.).
Отрицание познаваемости сути бытия – агностицизм (от греч. «а» – отрицание + «гносис» – знание). Он последовательно проводился в философии скептицизма древнего (Пиррон) и нового (Юм) времени.
Отношение мысли к реальности, внутреннего и внешнего мира человека – исходная, но не единственная позиция, разделяющая философов. Источник движения, перемен бытия – вот второй водораздел в их взглядах.
Различаются следующие трактовки источника и характера движения:
- изначальное взаимодействие противоположных сторон, развитие;
- однозначность сути, застой.
Первая трактовка – суть диалектики, вторая – метафизики в ее узком смысле (в широком смысле – учение о сущности; в этом смысле метафизика вбирает в себя диалектику). Гераклит и Гегель, Парменид и Фейербах, – вот попарно поставленные представители диалектики и метафизики древнего и нового времени.
Поиск сущности бытия, его начал, механизма существования удовлетворяют познавательную потребность людей, позволяют принципиально ориентироваться в мире. Но ими не покрывается целиком смысл бытия. Человек хочет постичь ценность бытия, познать пути в мир ценностей и возможность их созидания.