PhieXperts.ru
Деятели философии
Что есть мирДругое / Смысл жизни человека в философии А. Шопенгауэра / Что есть мирСтраница 4
Итак, мы подошли к самой интересной, опасной и захватывающей части доклада. Перед тем, как сделать короткий и неутешительный вывод, я попробую вкратце повторить описанные шаги размышления. Мир есть воля.
Сущность этой воли есть стремление. Воля дана нам лишь в своих проявлениях и непознаваема нами, так как все возможные формы познания относятся лишь к проявлению воли, а не к ней самой (к примеру, мы так же не можем познать неведомое нам животное по одному его следу на снегу). Проявления воли - ,объективации, выстраиваются по ступеням, начиная с самых нижних "сил природы" и ко все более высоким. На одной из ступеней объективации возникает познание и, следом за ним, мир как представление. Где представление - способ существования познания, подразумевающий синтез субъекта и объекта. На самой высокой ступени объективации стоит разум - способ познания, присущий только человеку. Особенностью разума является возможность подчинять себе более низкие степени объективации воли, познавая их. То есть воля достигает в разуме возможности познать самое себя. Это заключение понадобится Шопенгауэру позднее, при выводе этических правил . А теперь зададим вопрос - зачем живет человек?Попробуем ответить на этот вопрос с позиции философии Шопенгауэра. Человек есть ступень объективации воли и как тело и как разум. Но говорить о цели существования ступени объективации воли бессмысленно, как бессмысленно спрашивать, зачем деревья качаются, и зачем падает камень. Дозволен здесь только вопрос "почему", приводящий нас к причинной связи человека и воли. То есть, мы должны были бы задать вопрос "зачем воля стремится?". Но и этот вопрос некорректен, так как несет в себе оттенок формы познания (причина, время, пространство), а формы познания не присущи воле. Я даже устал это повторять. Объяснение может показаться запутанным, но Шопенгауэр позаимствовал у Спинозы замечательный пример о мыслящем камне. Проведя аналогию между пущенным камнем и человеком, мы можем только догадываться о целях руки, нас запустившей, но никогда их не узнаем. Так же и человек. Он живет только потому, что его живет жизнь, и ни цели, ни исходной посылки мы никогда не узнаем. А раз так, то мы можем сколько угодно придумывать любые цели для жизни, оправдывать их какими угодно мотивами. Все они одинаково безосновательны для существования человека. Говорю теперь совсем просто - смысла в человеческой жизни нет и быть не может.
Вот к такому выводу приходит Шопенгауэр в своей философской работе "Мир как воля и представление". Необходимо отметить, конечно, что здесь речь идет о человеке, как о высшей форме существования, а не о его животном начале, смысл существования которого ясен и раскрывается Шопенгауэром во всей своей правде - это только стремление продолжить род. Стремление продолжить стремление. Но к отдельному индивидууму с его эгоистическим внутренним я (а это тоже ступень объективации воли), этот смысл существования никакого отношения не имеет. Теперь каждый вправе сделать для себя вывод - кто я (тварь дрожащая, или имею право .): животное или человек. Если я живу только рассудком и всем, что ниже него, то моей целью останется воспроизведение себе подобных. Если же я смею назвать себя человеком, то смысла в моей жизни нет.
Смотрите также
Становление
...
Философия Лейбница
Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из
своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему,
ставшую одной из отличительных черт немец ...
Жизненные уроки от Конфуция
Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...