Развитие античной философии
Другое / Происхождение античной философии / Развитие античной философии
Страница 2

Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев – последователей великого древнегреческого математика и философа Пифагора. Пифагорейцы объяснили всю структуру мироздания с помощью числа как первоначала.

Последователи Пифагора обратили внимание на связи чисел друг с другом и их отношения между собой. Они считают, что числовые отношения составляют самую большую часть природы, и именно в этом в этом смысле пифагорейцы говорят, что «все есть число». Поэтому познание природы для пифагорейцев было возможно только через познание числа и числовых отношений.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был учеником Платона. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов Аристотель во многом обязан своим философским учением Платону.

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предметом первой философии, исторически получившей название «метафизика», ни природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, также была философией, но второй.

В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего: 1) формальная причина; 2) материальная; 3) движущая; 4) целевая.

Завершает Аристотельскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже не чем не обусловлено, а зависит только от самого себя.

Заслуга Аристотеля заключается не только в том, что он систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе – физике, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

В атомистических учениях Демокрита (460-370 гг. до н.э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволила мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.

В концепции Демокрита атом рассматривается одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего, объяснялось единство мира – мир един, т.к. основу его составляют атомы. Далее давалось решение проблемы множественности и состояния мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный характер. К концу V в. до н.э. учение атомов представляло собой последнюю наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Противоречие
      ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы