Перспективы развития психологизма в начале XXI века
Другое / Перспективы развития психологизма в начале XXI века
Страница 3

Таким образом, по крайней мере один крупный логик в ХХ веке придерживался концепции психологизма. Куайн даже в своем докладе элегически замечает: "В прежние антипсихологистские времена ."

Миф третий: Антипсихологизм является ответом на внутренние по-требности развития логики.

Психологизм-антипсихологизм - это тезисы, принадлежащие философии логики, т.е. являются интерпретацией определенного типа логики в свете базисных философских установок и отношения логики к внелогической реальности. Следовательно, в такой интерпретации можно различить три детерминирующих параметра: а) тип логики, б) принимаемые философские установки, в) приложения логики. Это - переменные, которые могут варьироваться и, следовательно, приводить к смене концепций психологизма-антипсихологизма.

В качестве примеров типично психологистской и антипсихологист-ской концепций рассмотрим концепции Д.С. Милля и Э. Гуссерля.

Для Милля логика - ветвь психологии. Милль предлагает определять логику "как науку, которая рассматривает операции человеческого рассудка, стремящегося к истине". Логические законы - особый тип психологических законов. Главный тип логики - индукция. Дедукция (в форме силлогизмов традиционной логики) представляется как особый вид индукции. Философия, на которой основывается миллевская теория логики, - эмпиризм. Главные приложения логики - открытие и обоснование законов человеческого мышления, которые являются частью психологии мышления. Здесь мы видим типические черты психологизма XIX века: а) ориентация на традиционную логику в области теории дедукции, б) эмпиризм и фундаментализм как общефилософская основа психологизма, в) ориентация на приложение логических результатов к исследованию психологии человеческого мышления.

Другая картина возникает при рассмотрении оснований взглядов Э. Гуссерля. Гуссерль, следуя Г. Фреге, строит свои философские выводы на основе математической логики. Базисной философской установкой является объективизм, стремление обосновать независимость от субъекта как формы, так и содержания знания и идеализм - т.е. признание существования независимых от субъекта форм знания.

В последнее время появились обширные исследования спора психологизма и антипсихологизма в немецкой философии. В частности, в книге Мартина Куша (Martin Kusch) мы находим такой пассаж: "Научная или философская языковая игра на некоторую эзотерическую тему, скажем, на тему точных отношений между логикой и психологией, может в то же самое время быть языковой игрой о том, следует ли выделять экспериментальным психологам профессорские позиции на факультетах философии".

Спор психологизма-антипсихологизма оказался самым тесным образом связанным с ситуацией в университетских кругах Германии конца XIX века. Происходило становление экспериментальной психологии в рамках философии. Возникла борьба за профессорские места в немецких университетах. Чисто эзотерический спор превратился в вопрос о социальном статусе и материальных благах. Без этого обстоятельства невозможно понять ожесточенность спора психологизма-антипсихологизма в немецкой философии. Социальные обстоятельства типа борьбы за профессорские места в университетах Германии не определяли содержания философских концепций, но во многом определяли характер спора и взаимоотношения сторон в этом споре.

Миф четвертый: Психологизм-антипсихологизм являются четко определенными концепциями и философов можно четко разделить на психологистов и антипсихологистов.

Наиболее устойчива репутация как антипсихологиста - Фреге, про-анализируем его взгляды и их возможную современную эволюцию.

Упомянем четыре важнейшие идеи, которые легли в основание антипсихологизма Фреге.

1. Первая идея касается мотивации антипсихологизма. Антипсихологизм Фреге был вдохновлен применением логики к основаниям математики. До Фреге логика применялась по преимуществу к интроспективной психологии и методам мышления. Эта ситуация породила естественное умозаключение: если логика сообщает нам информацию об естественном мышлении, то она должна обосновываться естественным мышлением. Эта предпосылка формирует естественный базис для психологизма в философии логики.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Философское понимание мира
      ...

    Разделы