Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле
Другое / Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле
Страница 8

Качественное же отличие сознания человека и самой умной обезьяны очевидно.

Выдвигается гипотеза, что возникновение человека обусловлено его социальной жизнью. Однако вспомним, что сложная социальная жизнь свойственна и крысам, и попугаям, и гагарам, и многим другим видам высших и низших животных.

Но ни у одного из них, хотя они живут сообществами миллионы лет, мы не обнаруживаем сознания, подобного сознанию человека. (Кстати, известная фраза о роли труда в очеловечении обезьяны, принадлежит Энгельсу, а не Дарвину.)

И. П. Павлов, пытался объяснить психику человека, подходя к психологии с точки зрения физиолога. Он считал решающим в становлении человека "чрезвычайную прибавку к механизму нервной деятельности" - вторую сигнальную систему, то есть речь и словесное мышление. Но при этом Павлов совершенно обходит вопрос о том, как возникла эта "прибавка".

Наличие речи отличает человека. Она облекает сознание в словесные формы, но это вовсе не означает, что оно фатально с ней связано, и что сознание возникло из речи. Причинно-следственная связь может осознаваться человеком образно. Более того, самые глубокие моменты духовной жизни человека: переживание своей личности, чувство мистического, красоты и многое другое - зачастую совсем не нуждаются в словах. Духовное начало в человеке настолько же шире речи, насколько интуиция шире формальной логики.

Еще древние называли человека микрокосмом. Разве можно то же самое сказать об обезьяне?

В науке ХХ в. разработан антропный принцип – связь развития Вселенной и появления в ней человека; Вселенная со всеми ее законами должна быть такой, чтобы на определенном этапе возник разумный наблюдатель. Если бы фундаментальные физические константы были хотя б чуть-чуть другими, то существование жизни было невозможным. Согласно религии же, человек – венец творения материального мира.

Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение о том, что эволюционные представления не противоречат христианской идее творения мира, а наоборот, подтверждают ее.

В заключение хотелось бы привести слова поэта Г.Р.Державина, примечательные, конечно, не своей научной концепцией, но глубиной интуитивного осознания места человека в мире:

Частица целой я Вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных,

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

    Смотрите также

    Материя
      ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разделы