PhieXperts.ru
Деятели философии
Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на ЗемлеДругое / Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на ЗемлеСтраница 8
Качественное же отличие сознания человека и самой умной обезьяны очевидно.
Выдвигается гипотеза, что возникновение человека обусловлено его социальной жизнью. Однако вспомним, что сложная социальная жизнь свойственна и крысам, и попугаям, и гагарам, и многим другим видам высших и низших животных.
Но ни у одного из них, хотя они живут сообществами миллионы лет, мы не обнаруживаем сознания, подобного сознанию человека. (Кстати, известная фраза о роли труда в очеловечении обезьяны, принадлежит Энгельсу, а не Дарвину.)И. П. Павлов, пытался объяснить психику человека, подходя к психологии с точки зрения физиолога. Он считал решающим в становлении человека "чрезвычайную прибавку к механизму нервной деятельности" - вторую сигнальную систему, то есть речь и словесное мышление. Но при этом Павлов совершенно обходит вопрос о том, как возникла эта "прибавка".
Наличие речи отличает человека. Она облекает сознание в словесные формы, но это вовсе не означает, что оно фатально с ней связано, и что сознание возникло из речи. Причинно-следственная связь может осознаваться человеком образно. Более того, самые глубокие моменты духовной жизни человека: переживание своей личности, чувство мистического, красоты и многое другое - зачастую совсем не нуждаются в словах. Духовное начало в человеке настолько же шире речи, насколько интуиция шире формальной логики.
Еще древние называли человека микрокосмом. Разве можно то же самое сказать об обезьяне?
В науке ХХ в. разработан антропный принцип – связь развития Вселенной и появления в ней человека; Вселенная со всеми ее законами должна быть такой, чтобы на определенном этапе возник разумный наблюдатель. Если бы фундаментальные физические константы были хотя б чуть-чуть другими, то существование жизни было невозможным. Согласно религии же, человек – венец творения материального мира.
Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение о том, что эволюционные представления не противоречат христианской идее творения мира, а наоборот, подтверждают ее.
В заключение хотелось бы привести слова поэта Г.Р.Державина, примечательные, конечно, не своей научной концепцией, но глубиной интуитивного осознания места человека в мире:
Частица целой я Вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных,
Смотрите также
Материя
...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...