Экономика и информатика
Другое / Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке / Экономика и информатика
Страница 3

Одна из самых массовых операций на рынке - поиск поставщика по минимальной цене. Покупатель обычно последовательно перебирает альтернативные предложения поставщиков, но процесс не продолжается до бесконечности, поскольку получение каждой дополнительной порции информации требует времени и определенных (все возрастающих) затрат.

Согласно классической микроэкономической теории процесс поиска оканчивается покупкой, когда предельные затраты на дальнейший поиск превышают ожидаемый эффект в смысле снижения цены.

В сетевой экономике затраты потребителя на смену поставщика минимальны, принципиальная гибкость сетевых связей заставляет предприятия заботиться о привлекательности своих экономических каналов для потребителя. В этом смысле время отклика на изменение потребности становится не просто вопросом получения большей или меньшей прибыли, а вопросом выживания. Сетевые экономические технологии дают возможность предприятию удерживать постоянных потребителей путем детального изучения и учета их индивидуальных предпочтений. Это одна из стратегий, позволяющих предприятию формировать свое информационно-экономическое поле, своего рода "клуб постоянных покупателей". При этом требуются новые формы организации и управления предприятием, характерные для сетевых экономических взаимоотношений [11].

Бизнес-процессы продажи и технического обслуживания (сопровождения) не могут больше рассматриваться как отдельные и последовательные функции. Все технические особенности продукции, возможности подгонки ее под конкретные нужды потребителя, перспективы и условия обновления должны быть доступны потребителю до акта продажи или подписания контракта. Плотность информационного взаимодействия с потребителями должна быть такой же, как между подразделениями предприятия. Одно из важнейших следствий более тесного контакта поставщика и потребителя - индивидуализация продукции в соответствии с запросами заказчика. Это особенно заметно на рынке информационной продукции и программного обеспечения, который соответствует условиям сетевой экономики в наибольшей степени.

Для промышленных предприятий это означает продажу услуг, а не продукции, что не характерно для структуры такого рода предприятий. Однако необходимость приспосабливаться к условиям сетевой экономики заставляет идти на затраты по реорганизации предприятия, и предусмотреть такую возможность следует. В практике бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях, становятся все более частыми случаи, когда фирма-потребитель размещает одно из своих подразделений прямо на территории компании-поставщика. Это обычная картина для фирм в области высоких технологий, где обновление ассортимента происходит особенно быстро и учет специфических потребностей потребителя является критически важным.

Другой особенностью взаимодействия в электронной экономической среде является возможность детальной дифференциации спроса как в смысле предлагаемых товаров (известны случаи, когда заказ, например дизайн изделия, предается с Интернет-сервера в заводские цеха, в том числе и напрямую исполнительным автоматам), так и в смысле цены на него.

Эффект дифференциации цен позволяет предприятию учитывать разную эластичность спроса у различных групп потребителей. Количество групп дифференциации цены может быть сколько угодно, и каждый дополнительный шаг в этом направлении дает прирост прибыли и реализации продукции. Причем, в информационном пространстве группы потребителей образуются крайне легко (независимо от их реальной связи друг с другом). Современные информационные технологии дают возможность накапливать и оперативно обновлять информацию, нужную для построения индивидуальных функций спроса и проведения на этой основе эффективной политики дифференциации цен.

Поскольку в условиях электронного рынка покупатель и продавец получают возможность находиться в непосредственном контакте друг с другом, то возникает вопрос о роли и самом существовании посреднических фирм. Тем не менее, по мере расширения и усложнения электронного рынка потребность в квалифицированных информационных посреднических услугах будет не уменьшаться, а возрастать по следующим причинам:

· Экспоненциально возрастающее число вариантов требует наличия специальных баз данных и навыков работы с ними, в частности оценок качества и потребительской привлекательности конкретных продуктов, надежности поставщиков, прогнозирования спроса на новые продукты и оценки эластичности спроса и т.п.

· Покупатели тяготеют к комплексным решениям, в то время как продавцам выгодно концентрироваться на отдельных продуктах.

· Покупателям часто требуется консультант, и даже гарант сделки. Последнее обстоятельство в условиях информационной неопределенности становится особенно важным. Существует несколько процедур для его реализации, например зачисление покупателем платежа, который становится доступным продавцу после соблюдения всех условий. Кроме того, брокер может распространять информацию о недобросовестной деятельности некоторых участников рынка.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Конфуций - Учитель с большой буквы
    С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разделы