Предисловие
Другое / Любовь, как философская категория / Предисловие
Страница 1

Пожалуй, ни о каком другом человеческом качестве не сказано и не написано столько, сколько о Любви. Ни один значимый философ не обошёл тему любви стороной, да и психологи не очень отстают в этом плане от философов.

Сказать о ней что-то новое, никогда и ни кем не сказанное, представляется маловероятным, да, пожалуй, и не нужным. Для тех, кто хочет более подробно ознакомиться с позициями различных авторов по теме любви можно порекомендовать Философию любви. М.: Политиздат, 1990 или Феномены человеческого бытия А.Б. Демидова, Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999.

В настоящей работе сделана попытка рассмотреть “любовь”, именно, как философскую категорию, то есть найти и описать такие общие свойства и качества, без наличия которых “любовь”, как таковая, невозможна в принципе.

Для облегчения правильного восприятия настоящих размышлений, необходимо предварительно сделать некоторые пояснения.

Первое пояснение состоит в полном признании автором научности и объективности тех направлений психологии, которые признают бессознательное, открытое Зигмундом Фрейдом [1], и коллективное бессознательное, открытое Карлом Юнгом [2]. В самом общем виде, эти направления можно объединить под эгидой трансперсональной психологии [3].

Работы З. Фрейда в свое время произвели настоящий переворот во взглядах на традиционную психологию сознания. Он уподобил психику айсбергу, где малая часть, выступающая над поверхностью воды, представляет область сознательного, в то время как гораздо большая масса под водной поверхностью представляет область бессознательного. В этом обширном пространстве бессознательного можно обнаружить влечения, страсти, подавленные мысли и чувства – гигантскую преисподнюю незримых жизненных сил, осуществляющих императивный контроль над сознательными мыслями и поступками индивида. С этой точки зрения, психология, ограниченная анализом сознания, абсолютно не адекватна для понимания основополагающих мотивов человеческого поведения.

Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – есть “предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”.

Суть второго пояснения состоит в следующем. Философская, этическая мысль в своем историческом развитии определила три основных фактора или уровня, влияющих на формирование нравственных ценностей человека (и на всю его психику в целом): идеалистический (религиозный), социально-исторический и натуралистический.

Независимо от того, верит ли человек в существование Высших сил, или является последовательным материалистом, это, в любом случае, влияет на формирование его жизненных ценностей. Этот фактор влияния нужно трактовать несколько шире, чем просто отношение к религии. Это отношение человека к бытию вообще. Это уровень информации, мировоззрения, морали, идеологии. Таким образом, первый фактор влияния можно назвать онтологическим или трансцендентным, то есть, на сегодняшнее время, выходящим за пределы нашего вполне осознанного понимания.

Человек существо социальное. Его моральные и нравственные качества могут формироваться и проявляться лишь в социуме, а в отрыве от общества просто не имеют смысла. Об этом же говорит и современная психология, обращая внимание на важную особенность психики человека. Человеческая психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Второй фактор влияния – социальный фактор или фактор взаимодействия.

В то же время, человек существо биологическое. Организм – это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит; наш человеческий организм есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы. Организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. Поэтому без изучения природы и самого человека невозможно понять, как происходит формирование моральных и нравственных качеств у человека. Третий фактор влияния – биологический или материальный фактор.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Разделы