Предмет исследования.
Другое / Любовь, как философская категория / Предмет исследования.
Страница 1

Прежде чем приступить к рассмотрению Любви как таковой, необходимо определиться, что же конкретно будет рассматриваться. Само слово “любовь”, в настоящее время применяют столь широко, используя его к месту и не к месту, что без такого определения обойтись просто невозможно.

Древние греки выражали понятие “любви” разными словами: "эрос", "филия", "ага́пэ", "сторгэ". В порядке нисхождения уровня внутреннего напряжения или страсти их располагали следующим образом:

Эрос (греч. eros любовь) – главным образом половая, страстная любовь, способная дойти до безумия.

Филия (греч. philia) – приязнь к самым разнообразным "вещам". Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь (эрос – лишь один из видов филии), и любовь к познанию, и прочее. Существительное «филия» имеет свой глагол – «филион» – «сближать – дружу – люблю». Есть различные виды этой любви. Любовь к отцу – «филопатор», любовь к матери – «филоматор», любовь к детям – «филопайс», любовь к брату – «филадельфия».

Ага́пэ (др.-греч. ἀγάπη; ага́пе, ага́па) – мягкая, жертвенная, снисходящая к ближнему любовь. 1. Жертвенная любовь с забвением собственных интересов в заботах и во имя любимого. 2. Жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом. Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры; у ранних христиан были в обычае "агапы" – братские трапезы.

Сторгэ – любовь-нежность, в частности семейная любовь, любовь родителей к детям.

Наш русский язык тоже достаточно богат, чтобы помимо слова “любовь” использовать и другие слова: нравиться, испытывать приязнь, предпочитать, обожать, наслаждаться и т.п. Тем не менее, у нас “любят” практически ВСЁ. “Любят” не только людей, но и любые объекты, явления, процессы и понятия, к людям никакого отношения не имеющие. “Любят” Родину и истину, музыку и литературу, яблочный пирог и соседний магазин, грозу и телепередачу и т.д. и т.п. Подобные отношения “не между людьми”, к любви как таковой касательства не имеют, и рассматриваться не будут. Представляется целесообразным проверять правомерность применения слова “любовь” обратным утверждением. Если обратное утверждение невозможно, то и употребление слова “любовь” неправомочно. Например, утверждение: “Я люблю своего сына”, допускает обратное утверждение: “Мой сын любит меня”. Следовательно, применение слово “любовь” в этом случае вполне допустимо и оправдано. Утверждение: “Я люблю пирожки с капустой”, не допускает обратного утверждения: “Пирожки с капустой любят меня”. Следовательно, применение слова “любовь” в этом случае недопустимо, и не оправдано.

Что касается отношений между людьми, то здесь можно выделить следующие виды этих отношений, которые, как правило, называются любовью:

1. Родственные отношения между людьми близкими друг другу по крови:

Отношение (любовь) родителей к своим детям. При этом различают материнскую любовь, как безусловную, независимую от того, как к ней относится ребенок, и отцовскую, как обусловленную, то есть отличающуюся большей требовательностью; любовь отца ребенок должен "заслужить".

Отношение (любовь) детей к своим родителям. Основой этих отношений является чувство благодарности, за данную им жизнь, за нежность и заботу родителей по отношению к самим детям.

Отношение (любовь) детей (братьев и сестёр) друг к другу. Основой этих отношений являются дружественные чувства, приязнь, понимание и забота друг о друге.

Отношение (любовь) более отдалённых по крови родственников друг к другу. Основой этих отношений является чувство принадлежности к одной семье, взаимопомощь и поддержка.

2. Отношения между людьми не связанными кровными узами:

Отношение (любовь) к самому себе.

Отношение (любовь) конкретного мужчины к конкретной женщине.

Отношение (любовь) ко всем людям вообще (братская (не кровная), христианская любовь).

В самом общем и кратком виде современная психология определяет любовь как совокупность трех составляющих: сексуального влечения, симпатии и уважения. При этом, сексуальное влечение и симпатия без уважения понимаются как влюблённость; симпатия и уважение, без сексуального влечения как дружба.

Если принять данное определение за основу, и посмотреть на перечисленные выше виды отношений, то становиться совершенно ясно, что сексуальное влечение возможно только для одного вида этих отношений – между конкретным мужчиной и конкретной женщиной. Во всех остальных случаях подобное влечение будет половым извращением и психопатией. Что касается однополых отношений, которые до недавнего времени считались, и совершенно справедливо считались, половым извращением то, с точки зрения нравственности, они прямо противоположны Любви. Однополые отношения, как и целомудрие, нарушают все четыре динамики основного принципа выживания Хаббарда [4]. Такие отношения в принципе не могут дать начало новой жизни. Здесь имеет место незыблемое этическое правило: “если какой-либо образ жизни (жизненный принцип) не может быть рекомендован всем людям без исключения, так как это приведет к их уничтожению, как биологического вида, то этот принцип порочен и служит исключительно Злу”.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Противоречие
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы