Заключение
Другое / И. Кант - основоположник немецкой классической философии / Заключение

Начало и конец кантовской «Критики чистого разума» - это принцип свободы, автономия нашей воли. Важно, кроме того, что у Канта строится на утверждении нравственной вменяемости человека. Это значит: какими бы обстоятельствами, приведшими к тому или другому поступку, человек себя ни оправдал, свободен поступить так или иначе.

Мы ниоткуда свободу не возьмём, если не решимся быть свободными. А поскольку у Канта моральный закон ссылается на свободу, а свобода - на моральный закон, поскольку они инициируют друг другу, то быть нравственным - значит быть свободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных и других людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода, и нравственность. Как человеческие, разумные существа, мы вменяемы в отношении свободы и нравственности. Поэтому каждому из нас и всем нам вместе может быть предъявлен строгий нравственный иск. Да и сами мы не можем не вершить такой суд над собой.

[1] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 1.

[2] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 1.

[3] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 3.

[4] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 3.

[5] Там же.

[6] Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 4.

[7] Там же.

[8] Кант И. сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 4.

[9] Кант И. сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 6.

[10] Кант И. сочинения. В 6 т. М., 1963. Т. 6.

[11] Там же.

    Смотрите также

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Разделы