PhieXperts.ru
Деятели философии
Античная философияДругое / Древняя философия (IV в до н.э.) / Античная философияСтраница 3
Анатомистическое учение Демокрита, в котором были вскрыты внутренние причины вечного движения материи, получило свое дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 г. до н. э.). Движение атомов, по Эпикуру, обусловлено их внутренним свойством - тяжестью и их способностью самопроизвольно отклоняться при движении по прямой.
Последнее объясняется наличием свободы в природном мире. Разумное использование предоставленной человеку свободы заключается, по его мнению, в достижении физического здоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души. Средством же для достижения спокойствия, возвышенных прекрасных чувств является разумное философское мировоззрение, которое объясняло бы все явления и процессы из естественных причин.Пифагор. Пифагорийская школа внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, пифагорийцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. (Единица есть точка, двойка-линия, четверка-тело, пятерка-число дружбы (2+3)). Пирамида — знак огня, куб — знак земли. Пусть все состоит из огня, воды, как трактуют представители милетской школы, рассуждал Пифагор, но почему вещи, предметы различны? Вероятно, дело в их строении, в размерах и соотношениях частей, а они определяются числом. Математика более всего приближает нас к богам, ибо даже бог не может сделать, чтобы 2x2 не было другое число, кроме четырех.
Пифагорийская философия оказала большое влияние на Платона (427-347 г. до н. э.), который в Афинах основывает свою собственную философскую школу-академию, которая становится центром античного идеализма. Являясь учеником Сократа, он был убежден в том, что Сократ добровольно выбрал смерть, ибо убедился, что душа нематериальна и неуничтожима (т. е. вечна). Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими) и только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными.
Именно в этот период основательно сформировались два фундаментальных направления, борьба между которыми прошла в качестве лейтмотива через всю историю философской мысли – материализм и идеализм. Для первых стихийных материалистов существование единственного, естественного мира выступало как нечто само собою разумеющееся, и сущность вещей и их внешнее проявление принадлежали к одному и тому же миру. Идеалисты же «удваивали» мир. Они утверждали, что кроме чувственного, непосредственно данного мира, есть ещё мир идей (Платон) – особых бестелесных форм. Идея, согласно Платону, - это нечто, выражающее сущность вещей, только идея существует реально, объективно. Идеи вечны, неизменны, они образуют подлинное бытие, тогда как вещи чувственного мира несовершенны, изменчивы, они возникают и гибнут. Платоновский идеализм послужил схемой для построения последующих идеалистических учений. Заслуживает внимания его взгляды на структуру государства.
Идеальное государство Платона разделено на три сословия - правители, стражи, земледельцы и ремесленники — в соответствии с тремя частями души — разумной, страстной и вожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость, мужество и воздержанность). Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель — справедливость, выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции. Частнособственнические чувства стражей устраняются путем лишения их собственности.
Смотрите также
Введение
В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и
произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и
глубочайшие философские идеи, составляющие ...
Философия Лейбница
Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из
своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему,
ставшую одной из отличительных черт немец ...
Высказывания Конфуция
Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту.
- - -
Лишь та - ошибка, что не исправляется.
- - -
Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.
- - -
Перед челов ...