PhieXperts.ru
Деятели философии
Философия ИндииДругое / Древняя философия (IV в до н.э.) / Философия Индии
Философия древней Индии, Философия Веданты.
Веды — сборник священных песен, гимнов и заклинаний. Философия веданты изложены в упанишадах — комментариях к ведам, которые завершают ведическую литературу.
Господствующее место в упанишадах занимает новое истолкование явлений мира, первоосновой бытия выступает универсальный принцип - Брахма (безличное сущее), отождествляемое с духовной сущностью индивида - Атман. Атману и Брахме тождественен Пуруша - высшая душа, частью которой является индивидуальная душа. Всем им тождественен - Тат - невыразимое высшее блаженство.
Пуруша - первосущество, из частей тела которого возникли земля, небо, солнце, луна, растения и животные, люди и социальные сословия.
Неотделимой частью упанишад является концепция круговорота жизни (самсара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизней. Кто жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (священнослужитель, монах), кшатрии (воин, представитель пленной власти) или как вайшья (земледелец, ремесленник или торговец) и наоборот, как член низшего сословия, либо же его атман попадет в телесное хранилище животного.
Из множества школ всеиндийское значение имели также учения джайнизма и буддизма.
Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она приобрела, будучи совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог не рассматривается как бог-творец, или как бог, который вмешивается в человеческие дела.
Буддизм — учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (583-483 г. до н. э.). Центром учения являются четыре благородные истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятными явлениями, невозможность достичь желаемого — ведут к страданию. Причиной страдания является Жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению (претензии на исключительность и овладение всеми благами), рождению вновь. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды. Путем, ведущим к устранению страданий, является благой восьмеричный путь, который заключается в следующем: правильное суждение, решение, правильная речь и сосредоточение. Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Правильное решение понимается как решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности -знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это такие принципы: не вредить живым существам, не брать чужого (чужой собственности), воздержаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться спиртными напитками.
Таким образом, высшая степень совершенства человека состоит в том, чтобы не только самому приходить к Нирване, но и других приводить к ней, не только себя спасать, но и всех. Универсальный характер буддийской морали выражается в особом присущем буддизму элементе безграничного милосердия ко всему существующему.
В средневековой Индии обнаруживаются и материалистические тенденции, в частности, учение Локаята (учение, «направленное на этот мир»), основателем которого был Чарвака. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств и на основе возникает духовное начало. Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорили о необходимости пользоваться всеми благами реальной жизни, о том, что приятные стороны жизни могут уравниваться злом и страдания. Они выступали против кастовой системы, критиковали ритуальную практику жрецов и авторитет священных текстов. Деятельность локаятиков оказала влияние на некоторые идеалистические системы (санкхья, вайшешика), на поздние буддийские школы.
Смотрите также
Становление
...
Высказывания Конфуция
Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту.
- - -
Лишь та - ошибка, что не исправляется.
- - -
Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.
- - -
Перед челов ...