Категориальный строй мышления
Другое / Сущность философии / Мышление / Категориальный строй мышления
Страница 6

Выражение "категориальная картина мира" вполне правомерно. Слово "картина" давно употребляется в самом широком смысле, в том числе по отношению к миру в целом. Выше я говорил о научной картине мира.

В ходу такие выражения "физическая картина мира", "библейская картина мира". Чем же хорошо слово "картина"? Во-первых, "картина" означает нечто "отображающее", передающее определенное видение, чувствование человека. Во-вторых, это слово говорит о целостном отображении чего-либо. Уж если картина что-то изображает, то это что-то представляется в целостном, осмысленном виде. В-третьих, слово "картина" несет ту смысловую нагрузку, что оно включает в себя не только логически осмысленный, рассудочный момент, но и момент интуитивный, конкретно-образный, субъективный.

Выражение "категориальная картина мира" передает тот факт, что описание, объяснение мира осуществляется с помощью категорий, а язык категорий — особый язык, не сводимый ни к формально-логическому рассуждательству, ни к интуитивно-гадательному мышлению.

Задача философа сродни задаче художника, пишущего картину. Подобно художнику он передает лишь свое видение мира. Вообще нужно сказать, что философские учения и системы — это лишь ступени в лестнице, ведущей к адекватному осмыслению мира. Никто из философов не вправе претендовать на истину в последней инстанции. Самое большее, на что философ может рассчитывать, это убеждение в том, что его взгляды на данном этапе развития философии ближе всего стоят к истине и отвечают духу времени .

Методологическая функция категориальной логики

Категориальный строй мышления выражает категориальную логику, ту высшую логику мышления, которая объединяет интуицию и рассудочную логику. Располагаясь в определенном порядке в некотором воображаемом пространстве мышления категории осуществляют смысловую группировку материала, играют роль опорных пунктов, координат, ориентиров мысли. Система категорий есть именно система опорных пунктов, координат, ориентиров мышления.

Как опорные пункты категории не дают мысли "гулять" в безбрежном пространстве воображения, не дают ей "растекаться по древу".

Как координаты, ориентиры категории определяют положение мысли и направляют ее в определенное русло. В этом смысле систему категорий можно уподобить координатной сетке меридианов и параллелей на глобусе. Она позволяет оценить любые факты и суждения, отделить зерна истины от шелухи ложных представлений.

Методологическая функция категориальной логики реализуется как в виде общего ориентира познавательной и практической деятельности, так и через совокупность методов, вытекающих из оценки значения отдельных категорий.

Ниже приводится таблица некоторых категорий и соответствующих им методов, способов, отраслей деятельности:

ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ синтез, анализ (объединение, интеграция, монтаж, сборка; разделение, расчленение,

дробление, демонтаж и т.д.)

СИСТЕМА системный подход, системотехника

СТРУКТУРА структурный анализ, структурализм

КАЧЕСТВО классификация, типологизация, аналогия, теория подобия, моделирование

ВСЕОБЩЕЕ, ОБЩЕЕ, ЧАСТНОЕ дедукция, индукция; обобщение, ограничение, конкретизация

СПЕЦИФИЧЕСКОЕ спецификация

МЕРА стандартизация, нормативная деятельность, нормирование

КОЛИЧЕСТВО счет, измерение, вычисление, математический анализ, арифметика, алгебра, математика

ПРОСТРАНСТВО геометрия, топология

ВРЕМЯ хронология, хронометрия

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ кинематика (раздел механики)

ПОКОЙ статика (раздел механики)

ИЗМЕНЕНИЕ преобразование, трансформация

СОХРАНЕНИЕ консервация, консервирование, стабилизация, хранение, охрана

РАЗВИТИЕ,

СТАНОВЛЕНИЕ генетический метод, сравнительно-исторический метод, эмбриология, эволюционная биология, историография, философия истории

ПРОТИВОРЕЧИЕ деловые игры, конкретные ситуации, метод противопоставления, конфликтология и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Противоречие
      ...

    Мышление
      Побеждай сперва мыслью, а потом делом. А.В. Суворов. Наука побеждать. ...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них. В. Рубцов Как мы думаем, так ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разделы