PhieXperts.ru
Деятели философии
Категориальный строй мышленияСтраница 7
ТОЖДЕСТВО
РАЗЛИЧИЕс равнение (различение — отождествление), идентификация
ПОВЕДЕНИЕ этология (наука о поведении), этикет
СЛУЧАЙНОСТЬ путь проб и ошибок, бросание жребия, метод случайного поиска, лотерея
ВЕРОЯТНОСТЬ,
СТАТИСТИЧЕСКАЯ
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ Вероятностно-статистические методы, математическая статистика
ЯВЛЕНИЕ,
СЛЕДСТВИЕ описание, наблюдение, эксперимент
ЗАКОН,
СУЩНОСТЬ,
ПРИЧИНА Объяснение, понимание, диагностика (техническая, медицинская), этиология
ВОЗМОЖНОСТЬ Прогнозирование, предвидение, футурология
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методология, теория познания, праксеология
ЦЕЛЬ Планирование, программно-целевой метод
СРЕДСТВО метод, способ, прием, методика, алгоритм
РЕЗУЛЬТАТ теория эффективности
Эта таблица наглядно показывает связь отдельных категорий с теми или иными методами, способами, отраслями человеческой деятельности.
Из нее также видно, что категории явно или неявно действуют, функционируют в мышлении человека, реализуют себя или начали реализовать себя в виде отдельных осознанных методов, форм деятельности. Например, категорию случайности люди издавна бессознательно использовали в виде способа проб и ошибок, азартных игр или когда бросали жребий. А теперь они совершенно сознательно кладут ее в основу метода случайного поиска, вероятностно-статистических методов. Осознанный подход к категориям, к категориальной логике позволит как раз провести своего рода инвентаризацию, классификацию методов и форм деятельности, оценить их достаточность или недостаточность с точки зрения полноты охвата категорий. Из таблицы, например, можно уже сейчас видеть, что одни категории хорошо "представлены" в тех или иных методах, формах деятельности, а другие категории слабо представлены.
Смотрите также
Концепция государства у Конфуция
...
Высказывания Конфуция
Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту.
- - -
Лишь та - ошибка, что не исправляется.
- - -
Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.
- - -
Перед челов ...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...