Общество как развивающаяся система
Другое / Общество как развивающаяся система
Страница 5

По-своему подходит к изучению личности и философия, уделяя ей стол важное внимание, что в ней возникла особая ветвь – персонализм

. В этой философской концепции подчеркивается особый универсальный статус личности и приоритеты ее свободного и многогранного развития.

В истории философской мысли прослеживаются различные варианты решения проблемы развития, взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой. Так, например, в учении Джона Локка

, родившийся человек рассматривался как tabula rasa и, что на этой доске напишет окружающая среда, таким человек и станет. Плохая среда создает плохого человека, который в свою очередь не может изменить плохую среду – таким образом, создавался порочный круг.

В противоположность такому вульгарно-материалистическому подходу к пониманию личности Людвиг Фейербах предложил иную идеалистическую концепцию формирования человека, личности. Соглашаясь с предпосылкой Локка о возможностях изменения социальной среды, он возражал против пассивности индивида и считал, что возможно и должно изменение сознания индивида, которое и окажет свое соответствующее воздействие на развитие социума, т.е. именно самосознание человека направляет его развитие.

К. Маркс, проанализировав предыдущие подходы, пришел к мнению, что изменение человека, превращение его в личность происходит не как у Локка и не как у Фейербаха, а только в процессе деятельности, в том числе, в процессе революционного преобразования человеком общества.

Как показала историческая практика, в условиях любого общества особенно актуальной остается, выдвинутая еще Фейербахом, задача самосовершенствования личности. В этой связи всегда своевременным звучит совет, данный когда-то Львом Толстым

молодому Николаю Рериху

: «Случалось ли в лодке переплывать быстроходную реку? – спрашивал писатель, глядя на картину Рериха «Гонец». – Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше».

Говоря о понимании личности в различных философских системах, нужно отметить следующее. Например, российский персонализм в лице Н.А. Бердяева рассматривает личность не из чего-либо внешнего, а как нечто неповторимое, уникальное, самоценное, понимаемое лишь из нее самой. Для Бердяева, личность есть духовная реальность, а суть ее в свободе.

Такое понимание личности фактически совпадает с понятием индивидуальности в философской системе Н. и Е. Рерихов, опирающейся на восточную философскую традицию, а их понятие личности носит иной характер. Согласно представлениям Н. и Е. Рерихов, индивидуальность человека в своей основе вечна, духовна и находится в процессе постоянного развития и совершенствования, а личность – это временная структура человека, возникающая в связи с его конкретным воплощением, проявляющаяся в физической, эмоциональной и ментальной сферах жизнедеятельности человека и служащая инструментом для совершенствования индивидуальности. То есть у Рерихов индивидуальность, как и у Бердяева личность, – это духовная реальность, а личность – это душа.

В марксистской традиции, у современных ее последователей, например, Э. Ильенкова

, личность трактуется как совокупность отношений человека к самому себе как некоему «другому» или отношение «Я» к самому себе как к некоторому «Не-я». То есть только вступая в сложные общественные отношения индивид становится личностью, обретает статус социального индивида.

Как выяснилось, в различных теоретических построениях понятие личности далеко не одинаково, так что имеет смысл говорить о некоторых рабочих, достаточно условных, определениях понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Достаточно удачными представляются следующие: «индивид

– это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель… «homo sapiеns»; личность

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Задачи и упражнения по философии
      К разделу "Введение. Что такое философия?" 1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом се ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы