PhieXperts.ru
Деятели философии
Общество как развивающаяся системаДругое / Общество как развивающаяся системаСтраница 6
– это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций. Индивидуальность
– это культурологическое выделение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность».
Здесь понятие индивидуальности указывает на своеобразие индивида.Как следует из сказанного, новорожденный человек – это еще не личность, а индивид. Личностью человек становится в результате социализации
– процесса усвоения индивидом определенной совокупности социальных норм и ценностей, позволяющих ему жить в качестве полноправного члена общества. Благодаря процессу социализации осуществляется воспроизводство общественной жизни, продолжается история общества.
Развивая тему, следует отметить, что история общества складывается из поступков людей. Но почему люди совершают какие-то конкретные поступки? Известно, что всякий сознательно совершаемый поступок мотивирован. Что такое мотив?
Мотив
– это внутреннее побуждение к действию, связанное с определенным стимулом. Один и тот же предмет может вызывать у разных людей противоположные реакции. Стимулом для деятельности становится то, что представляет интерес для человека.
Интерес
– это направленное внимание личности на определенный предмет, объект. В основе интереса лежит потребность.
Потребность
– это состояние нужды в чем-либо. Если это состояние вызвано физиологической или биологической нуждой организма, то потребность будет называться физиологической
или биологической
. Если это состояние вызвано проблемами социального бытия индивида, то потребность называется социальной
. Если человек, испытывает нужду в так называемой духовной «пище», то речь будет идти о духовных
потребностях, т.е. желании общаться с произведениями высокого искусства, красотой, стремлении к гармоничным человеческим отношениям, нравственному совершенству, творческому самовыражению, проявлению религиозных чувств и т.п.
Таким образом, в конечном счете поведение человека, его поступки детерминированы его потребностями. Важную роль в формировании потребностей личности играет социальная среда, которая выступает как в виде микросреды
, так и макросреда
.
Гармоничное сочетание трех уровней потребностей дают гармоничного человека. Доминирующие же, сильные потребности в чем-либо находят свое выражение в конкретных ценностных ориентациях.
Важным философским вопросом является вопрос о ценностях человеческого существования.
Сложные взаимоотношения между человеком и обществом окружающей природой действительностью направляют его не только к познанию мира, объективных законов существования, но постоянно вынуждают дифференцировать свое отношение к фактам его бытия, по-разному оценивать действительность, с которой приходится сталкиваться. Оценка эта происходит в зависимости от значимости фактов, явлении для человеческой жизни, удовлетворения его потребностей. Таким образом, ценность
– это предмет или качество человеческой жизни, которое является значимым для человека и может носить как материальный, так и духовный характер.
Ценности формируют ценностные ориентации
, которые выражают личную значимость определенных явлений в жизни человека, направленность его духовные устремлений и практической деятельности.
Существует раздел философии – аксиология, предметом изучения которого являются ценности. Изучение человеческих ценностей представляет большой практический интерес. Ценности тесным образом связаны с мировоззрением человека и выражают собой особый аспект отношений человека к миру, окружающей действительности, смыслу своей жизни и деятельности. В этой связи можно вспомнить притчу о строителях собора в Шартре. На вопрос о том, как они оценивают свое участие в строительстве, первый ответил, что он совершает трудную работу и только; второй ответил: «Зарабатываю хлеб семье»; третий же с гордостью сказал: «Я строю Шартрский собор!».
Смотрите также
Введение
В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и
произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и
глубочайшие философские идеи, составляющие ...
Конфуций - Учитель с большой буквы
С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...
Материя
...