Любовь к себе и к другим
Другое / Любовь, как философская категория / Любовь к себе и к другим
Страница 10

2. Аналитическая психология.

Автором “аналитической психологии” и одним из основателей трансперсональной психологии является Карл Густав Юнг (1875-1961) – известный швейцарский психолог, психиатр и философ.

В 1909 – 1913 гг. сотрудничал с З. Фрейдом. Наряду с З. Фрейдом, А. Адлером и другими Юнг является одним из основателей глубинной психологии. В своей теории бессознательного Юнг во многом продолжает линию Фрейда. Он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе – многоуровневой и многополюсной. Но, он не соглашается с пансексуальной трактовкой либидо, утверждая – вопреки Фрейду, - что основой личности и источником её конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, т. е. любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Он рассматривает психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними.

Вероятно, самая яркая отличительная черта его подхода к человеку заключается в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями и стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и будущее, как потенциальность, управляет поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что устремлен на будущее человеческого развития, и ретроспективен в том смысле, что принимает в расчет прошлое.

Перефразируя Юнга, "человек живет и целями, и причинами". Это настойчивое внимание к роли судьбы или цели человека явно отличает Юнга от Фрейда. Для Фрейда есть лишь бесконечное повторение инстинктуальных тем – до самой смерти. Для Юнга есть беспрерывное и часто творческое развитие, поиск целостности и завершенности, жажда возрождения. Индивидуальная личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Человеческие существа рождаются, обладая многими предрасположенностями, переданными предками; эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то, что они сознают, и на что будут реагировать в мире собственного опыта. Индивидуальная личность – результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил.

Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция – и в плане широты познаний, и в плане глубины понимания – остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной психологии.

Одним из величайших открытий и для психологии, и для философии, и для всего мировоззрения в целом является открытие Юнгом более глубинного уровня бессознательного – “коллективного бессознательного”. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей, общее для всего человечества. Оно образует всеобщее основание духовной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – есть “предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны”. Юнг открыл функциональные единицы бессознательного – комплексы. Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.

Ему удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал “архетипами”. Архетипы, с одной стороны, обуславливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой – обуславливают коллективные идеи, образы, теории человечества. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это нравственные, религиозные, философские, научные представления). Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Коллективное бессознательное – это духовное наследие всего, что было пережито человечеством, “это общая душа, не имеющая временных пределов”, это фундамент индивидуальной психики.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разновидности позитивизма
    В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма - неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...

    Что такое философия?
      ...

    Разделы