Основное содержание работы
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работы
Страница 7

Подчеркивается следующая особенность даосской концепции беспорядка - осознание того, что порядок во многом зависит от людей, обладающих властью. Источник войн, смут и бедствий в обществе заключается именно в пагубной политике правителей.

Для даосизма свойственно понимание того, что человек не должен подменять уже существующее устройство мира каким-либо своим вариантом устройства.

Даосское положение об утере людьми своей природы, как причине беспорядка в мире, таким образом, затрагивает и проблему места человека в мироздании.

По сути, даосы поднимают и тему отчуждения человека от самого себя, мира и Высшей сущности. Проблема самоотчуждения рассматривается в учении Лао-цзы не только на уровне отдельного человека. Даосского мудреца волнует и состояние общества в целом. Отчуждение в даосской концепции мира - это состояние нарушения гармоничных отношений между людьми, непонимание особенности своего места во вселенной, это и отсутствие осознания большой ответственности за свои поступки. Самоотстранение рассматривается в даосской философии непосредственно связанным с гносеологической проблематикой.

Спецификой даосизма является трактовка беспорядка как нарушения гармоничного течения жизненной силы ци. В свою очередь, определяются следующие аспекты даосского понимания "беспорядка": как показатель отсутствия Дао; несоблюдение его; как несчастье; существование, лишенное серединности гармонии инь и ян, полное крайностей. Также, это и нарушение естественного хода времени. На уровне отдельного человека под беспорядком понимается заблуждение. Как отмечает И.С. Лисевич, смута характеризуется в даосизме и как сбой, ошибка, вкравшаяся в процесс эволюции.

В заключительной части параграфа исследуется отрицательное отношение даосов к цивилизации, техническому прогрессу и затрагиваются особенности даосского видения проблемы Зла и смерти.

В третьем параграфе "Путь мира и роль в нем человека"

отмечается, что даосизм придерживается концепции существования пути жизни проявленного мира, или иначе: направленности и смысла. В связи с этим автор анализирует центральные положения данной концепции: аксиология и смысл возвращения, особенности возврата природного мира и пути людей к Дао, положение о возвращении Дао в состояние непроявленности, способствование Дао миру в возвращении к себе, следование мира постоянному Дао через превращения, роль человека в пути мира.

Учение даосизма о возвращении и ставящиеся им цели основываются на даосской трактовке критериев подлинности жизни, выдвигающей на первый план достижение собственной природы, самости (цзы жань) и, в особенности - свободы. В определенной мере в даосизме разделяется идея о том, что сущность, природа всех существ уже есть, нужно только достигнуть и увидеть её подлинность.

Возврат (гуй) имеет две цели: путь назад в состояние единства со своей природой и, в то же время, это движение вперед - возврат в Дао в более совершенном качестве. Возвращение понимается даосами и как новый цикл жизни Дао.

Выделяются следующие аспекты пути движения мира согласно даосской философии. Во-первых, путь мира - это возвращение проявленного Дао к самому себе. Следующим моментом пути является направляющее все мироздание действие Дао, проявляющееся через Благодать-Дэ (согласно переводу Ю. Канчукова и Е.А. Торчинова). Тем самым, путь мира представляет собой единое движение проявленного и естественного Дао. И следующий аспект концепции о пути мироздания - это естественное стремление всех существ к возврату.

Далее в параграфе затрагиваются даосская проблема превращений и положение о судьбе всех сущностей, направляемых Дао. По мнению автора, они являются спецификой даосской философии. Через призму этой концепции проявившееся мироздание предстает постоянно изменяющимся и проявляющимся организмом. Сами происходящие изменения характеризуются даосами как превращения самого Дао, живущего в единстве со всеми сущностями. Таким образом, мироздание согласно философии даосизма предстает как единое тело Дао, вбирающее в себя все сущности-вещи и переплавляющее их в своем горниле.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
    Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным ...

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Разделы