Основное содержание работы
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работы
Страница 8

После этого отмечается, что узловым моментом пути мира является и участие человека, следующего Дао, который выполняет роль "видимого" или "невидимого" проводника и помощника для людей и природного мира.

В этом и заключается главная особеннность пути человека согласно даосской философии. Ведь он способен самостоятельно достичь Дао, трансформируя себя и, в свою очередь, вести за собой все сущности-вещи. Нужно добавить, что в даосизме прежде всего говорится именно о пути самого человека и, в свою очередь, об энергетической самотрансформации, свойственной направлению внутренней алхимии и являющейся прообразом происходящих изменений мира. С одной стороны, в даосской концепции мира человек уравнивается с другими вселенскими силами, а с другой - человек является существом, которое обладает решающей ролью в мироздании. В то же время человек не выделяется в мире как господин или руководитель, специфика даосизма проявляется здесь именно в понимании особой миссии человека во вселенной.

Важно добавить, что другой особенностью пути человека, согласно даосской философии, является то, что он складывается из двух этапов: возращение утерянного единства с Дао, а после этого движение в едином пути мироздания.

В даосизме можно выделить два основных пути человека-мудреца, живущего в соответствии с Высшей сущностью (Дао) и гармонизирующего мир, что является одним из этапов возврата Поднебесной к Дао. Это путь мудреца-правителя и, как называет его Чжуан-цзы, "путь скрывающегося мудрого, некоронованного царя".

Для даосской философии характерна точка зрения, что возможно достижение гармонии здесь, в этом мире, и, что интересно, этого можно достичь посредством государственного управления, которое имеет значимость в масштабе всей вселенной.

Даосская философия особо выделяет путь самого человека. В связи с этим для даосизма характерно понимание того, что возможно множество путей, ведущих к Дао. Одной из центральных составляющих пути человека в даосизме является нравственное совершенствование. Нужно сказать, что даосская нравственная практика направлена на достижение прежде всего не Добра, а своеобразного Сверхблага, Дэ, которое преодолевает Добро и Зло. В работе акцентируется внимание на том, что даосская естественная добродетель, коренящаяся в своей таковости, глубоко отличается от нравственности, представляющей собой систему нравственных норм поведения. Последняя позиция свойственна в большей степени европейской философии, а среди восточных религиозно-философских традиций её выражает конфуцианское учение. Также делается вывод, что нравственное совершенствование связано прежде всего с необходимостью пробуждения человека, раскрытием его самости, в глубинах которой он находится в единстве и гармонии с другими сущностями и Дао. Тем самым, даосская этика - это этика обретения свободы и гармонии.

В связи с этим нужно отметить, что, с точки зрения даосского учения, стремление к чистому познанию не является центральным на пути человека. Согласно даосизму, путь, по которому идёт человеческое существо, представляет собой целостное совершенствование. Можно сказать, что стремление только к познанию расценивается в даосизме как "нарушение естественной целостности" человеческого существа. Данный подход даосизма сближает его с русской философией, для которой, по словам В.В. Зеньковского, характерно отодвижение "теории познания на второстепенное место".

В даосизме выделяется два вида возвращения человека: достижение Дао в этом мире и абсолютное возвращение, полный разрыв всех связей с эти миром. Отмечается, что основным путем человека к своей самости является не-деяние (у-вэй).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Становление
      ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Движение
      ...

    Разделы